chapleeng (chapleeng) wrote in ru_avia,
chapleeng
chapleeng
ru_avia

Конец легенды?

Зашел на днях в магазин-салон фирмы «Техноавиа» и узнал неприятную для себя новость.
Фирма «Техноавиа» прекратила выпуск кожаных летных курток.  Да, тех самых знаменитых …



Как только их не называли: «кожанка лётная», «шевретка», «куртка ВВС» … Но я точно помню, что когда в 1984 году я получал на складе МТС авиаотряда эту куртку (в комплекте с кожаными штанами) она по накладной значилась, как «Костюм кожаный УПА» - Управления Полярной Авиации.

Сегодня на оставшиеся экземпляры скидка 50 % и более. Практически все оставшиеся куртки скупили спекулянты и с накруткой 100% и выше торгуют ими на «Авито».




Вспомнил молодость и заказал себе нужный размер, с пересылкой из магазина этой же фирмы из Череповца. Сегодня купил. Вот, за 6000 рублей.


Для тех, кто не имел счастья носить это чудо, вот краткие обзоры этих курток из интернета:
«…куртка летчика ВВС СССР изготавливалась из плотной, коричневой, гибкой кожи. На куртке два больших нагрудных кармана и два кармана по бокам. Левый нагрудный карман применяли для ношения оружия. Правый карман использовали как потайной карманчик для магазина к оружию. Застежка – молния, низ молнии можно зафиксировать кнопками…» http://wlooks.ru/kurtki/kozhanye-lyotnye/

 «…Лётная кожаная куртка классической модели – самая популярная куртка в круге людей, которые были связаны с авиацией во времена советского союза. Шевретка была предметом гордости её обладателя. Сегодня эта лётная куртка является не просто приятным воспоминанием для авиаторов, это практичная, удобная во всех планах куртка, которую можно носить в любое время года. Кожаную куртку лётную можно одевать в дождливую погоду - качественная говяжья кожа ещё в процессе производства на комбинате проходит специальную обработку, которая отталкивает влагу и позволяет куртке оставаться сухой внутри. Съёмная подстёжка на ватине согреет вас зимой, а длина куртки и прямой крой позволяют носить её с пиджаком. В ветреную холодную погоду куртка кожаная также защитит вас от холода, а подняв воротник вы закроете себя от задувания ветра внутрь.
В Советском Союзе шевретки выдавали только со склада и приобрести такую куртку в свободной продаже было очень сложно…»
«….В отличие от других шевреток, которые шьются из спилка, эта куртка шьётся из натуральной кожи. Разница между натуральной кожей и спилком очевидна. На комбинатах невыделанные шкуры в процессе производства «распиливают» на три слоя. Из них только верхний (первый) слой является натуральной кожей и обладает всеми её свойствами. Второй и третий слой называют спилками.
Натуральная кожа не имеет искусственного покрытия, эта кожа буквально дышит – пропускает воздух в обе стороны, вследствии чего вы чувствуете себя максимально комфортно. Верхний слой, благодаря коллагеновым волокнам, обладает хорошей эластичностью, прочностью, отличается долговечностью, особым свойством- «возвратностью» к начальному виду в случае растягивания (например, в районе локтей)….»
http://courtage-avia.ru/kurtki/kozhanaya-kurtka-lyotnaya-klassika-ussr

«…В СССР во время войны для пошива пилотских курток использовали конскую, бычью (коровью) и козлиную кожу. Самое массовое производство было из козы.  Вообще, «шеврет» – название овчины хромового дубления, а козлиная кожа называлась «шевро», но в обиходе за пилотскими куртками закрепилось именно слово «шевретка».
Первые куртки, опять же из-за требований огнестойкости, не красились, а пропитывались кистью анилиновым красителем, позднее – полиакриловыми составами. Со временем, лет через десять усиленной эксплуатации, кожа приобретала более светлый рыжеватый оттенок на открытых участках куртки. С 1943 г. для кожаной амуниции нашей армии и армий союзников цвет был общий - темно-коричневый (Seal Brown)
.

Молнии куртки – заслуживают особого внимания. Тип молнии «под копейку» на советских «шевретках» не имеет аналогов в мире. Бегунок имел характерную завитую форму, в который летчики придумали вставлять копейку и использовать ее как отвертку в регулировке парашютной системы. Нижняя часть молнии имела металлическую окантовку и не пришивалась, а крепилась заклепками к кожаной части куртки. Вырвать такую конструкцию было сложно.


До конца 1960-х гг. сам бегунок молнии и нижняя окантовка, а также полукольца для боковых затяжек изготавливались из латуни и сверху никелировались. Это повышало устойчивость к ржавчине. Ранние образцы молний и полуколец на боковых затяжках имели характерные желтоватые потертости.
Уникальность отечественной «шевретки» обусловлена наличием большого количества ручного труда. При этом нет никакого эклектизма. Каждая деталь обусловлена исключительно практичностью и увеличением срока эксплуатации куртки.


Воротник в процессе изготовления куртки пришивался одним из последних элементов. Он как бы накладывался сверху – в отличие от западной технологии, где ворот вшивался между подкладом и кожаной панелью. Наша конструкция позволяла легко его заменить. При наличии толстой, «цыганской» иглы – даже в полевых условиях. В американском же «бомбере», при такой замене, надо было распарывать половину куртки.
Аналогично крепился воротник и на куртках советских танкистов, и на кожаных регланах. Такой способ пришивания для России характерен еще с царских времен.
Особенно стоит отметить способ пришивания этикетки фабрики им. Клары Цеткин. Поколение, воспитанное «на первоисточниках», хорошо помнит, что в СССР торчащий лейбл свидетельствовал, что человек только что купил вещь и не успел его оторвать. Либо это – небрежный человек. Поэтому этикетка военной куртки пришивалась внутри внутреннего кармана. Увидеть ее можно было, только заглянув во внутренний карман куртки.
Главное отличие советской летной «шевретки» – наличие большого объема ручной работы в целях увеличения срока эксплуатации куртки. По сравнению с ней, американская куртка является сверх утилитарной. Она сшивается из семи кусков кожи и, при наличии молнии, как спецодежда уже может выполнять свои функции. Карманчики, погоны, манжеты – все это уже пришивалось как дополнение. При повреждении воротника, манжет и прочих элементов, американская летная куртка не ремонтировалась, а заменялась новой.
Все вышеперечисленные особенности советской летной куртки середины прошлого века являются уникальными. Ни в одной армии мира так не шили. При этом на первый взгляд «шевретка» середины прошлого века похожа на очень распространенный (модный) вариант «цивильной» кожаной куртки тех лет.
Нет сомнений, что в те времена советский пилот в своей «шевретке» выглядел абсолютно в «тренде». И на летном поле, и в гражданской обстановке. И не только в СССР, но и в любой точке планеты…»  -
http://www.oborona.ru/includes/periodics/defense/2017/0713/161221857/detail.shtml

На моей обновке, как видите молния уже не та


Шнур для пистолета одноцветный и тоньше



Ну и конечно никакого «Тинсулейта» в СССР не было, ну хоть так то...


Наверное моя последняя лётная кутка.  Года, года…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments