N2367L (n2367l) wrote in ru_avia,
N2367L
n2367l
ru_avia

Пингвин на прогулке


Незаметно время унесло вдаль зиму. Только что мы еще мерзли в телогрейках, грелись чаем, выдумывали печки для моторов, и вставали глубоко затемно, чтобы успеть отгрести снег, подготовить самолеты и уложить в коротенькое светлое время все наши желания: гонки двигателей, всевозможные ремонты и диагностику, полеты... И вот, минуя весну, прыгнули в лето со всеми нашими амбициозными планами. Что касается меня, я даже не успел заметить, как все это случилось. Насыщенность событиями настолько глубока, что я не успеваю переварить и осмыслить случающееся. Все мчится как в одном большом полете, когда ты только получаешь новые вводные и на них реагируешь. И нет им окончания, решительно нет времени на "предполетные брифинги" и "послеполетные разборы". Работа, семья, ночные смены в Тушино, запуск левого мотора Голубой Мечты, потом обоих, проблемы - большие и малые, полеты в Конаково на Мушкетере, тающий снег, лужи, конаковские змеи и березовый сок, Ил-18 в Шереметьево, поездка в Остафьево на осмотр еще одного Ил-14... Все это возникает, пробегает и уносится, смешиваясь в памяти. Оглянуться некогда, но я все же попробую:



Вот одна из таких "вводных", озвученная Андреем Ивановым незадолго до майских праздников:
- Ну что, на майских есть предложение порулить на Пингвине. Тормоза в порядке. Моторы работают. Ты как?
- Так там же сняли на перетяжку элероны с закрылками?..
- Ну и что? Взлетать нам может пока и рано, но полулить-то вполне можно!
- Ну... Я конечно ЗА! Обеими руками!
Порулить... Уже через неделю... Хотя чему я удивляюсь? Мы же собирались это делать как раз весной! А вот уже практически лето. Можно сказать, мы в графике. Отправляемся в Мячково 8-го числа в канун Дня Победы.
Ставшая уже привычной, покупка 400л бензина, пару комплектов аккумуляторов на всякий случай, много всякого разного вспомогательного, ну и мясо на шашлыки...
На месте уже много народа - нас в том числе встречают наши опытные и мудрые наставники: Николай Васильевич Мотовилов и Петр Станиславович Евлошевич. Для них это событие тоже волнительное, радостное и знаковое - уж слишком давно стоят как вкопанные, самолеты, на которых они в свое время летали. Их самолеты - наши самолеты... Поэтому они поругивают нас за опоздание и торопят. Все происходящее ободряет их и придает сил - они категорически отказываются только руководить нами, сами непосредственно участвуют в процессе, переодевшись в спецовки.



Мы быстро включаемся в подготовку - людей много, снега нет, греть и разгребать ничего не надо, и вот уже Пингвин стоит заправленный, стоявшая подле него маленькая Морава отбуксирована так, чтобы не мешать выруливать, отстой слит, уровни масла проверены, аккумуляторы в хвосте привязаны (по-хорошему надо уже задумываться над постоянным креплением - начинаем двигаться и то ли еще будет). Проверяем электрику, проворачиваем винты и обговариваем предварительно всю процедуру:


Занимаем места! Впервые я ощущаю себя действительно в экипаже. Экипаж наш курсантский, за исключением опытнейшего борттехника - Николая Васильевича. Отвлекаться на моторы, естественно, не приходится - Васильич производит запуск, между делом инструктируя нас. Все выглядит как-то спокойно и по-отечески: он сидит между нами с Андрюхой и заранее рассказывает про все тонкости руления, давая нам при этом полную свободу почувствовать самолет. Вот моторы прогреты и опробованы, и мы готовы к рулению. За педали берется Андрей, даем "земле" отмашку, получаем подтверждение. Николай Васильевич снимает стояночный тормоз, Андрюха отпускает тормозные педали, я чуть-чуть добавляю оборотов, и самолет начинает в буквальном смысле плыть, как корабль. Поехали!

Кабина плавно покачивается, режима в 1000 оборотов более чем хватает, самолет начинает ускоряться. Я поначалу думал, что будет легче опять разделить задачи между мной и Андреем, как мы делали это когда запускали впервые правый мотор на Пингвине. Тогда, чтобы по-первости хватило рук и глаз на все, мы разделились таким образом, что на мне лежал старт мотора, а на Андрюхе - все действия по установлению и контролю режима, и это действительно было актуально и сработало. Теперь же я ухватил РУДы и думал, что Андрей полностью сосредоточится на рулении, а я буду управлять двигателями и при поворотах обеспечивать должный разнотяг. Васильич против такого расклада не возражал, однако мы довольно быстро сообразили, что начинаем друг-другу противоречить: я даю несколько больший режим, Андрей пытается задавить чрезмерное ускорение тормозами, самолет замедляется, я еще добавляю, Андрей опять тормозит и т.д. Таким образом, после первых метров поняли, что для нормального руления все управление должно быть сосредоточено у кого-то одного - Андрей взял РУДы, и движение сразу стало гораздо гармоничнее.

Описываем первый круг - Андрюха со стороны выглядит вполне уверенно, как будто всю жизнь рулил на Ил-14. Но вот настает моя очередь попробовать управление самолетом - теперь все управление оказывается в моих руках и ногах. Какие ощущения! Натурально, корабль - чувствуются и масса, и инерция, и размеры. На педалях ощущаются движения огромного руля направления. Но должен заметить, что при всей своей массе и размерах самолет очень послушен - хотя и замечается малейшее движение педалей и тормозов и изменения режимов двигателей, реакция очень плавная и адекватная, можно сказать, совсем "не злобная", поэтому я достаточно быстро схватываю технику руления и начинаю получать удовольствие от процесса. На Ил-14 самовыравнивающася передняя стойка, поэтому руление выполняется раздельным торможением основных стоек и разнотягом двигателей: внешнему мотору при развороте необходимо добавлять режим, внутреннему - убавлять. С раздельным торможением я сталкивался на Як-18Т и Як-52 и немного опасался крутых разворотов на месте вокруг какой-либо из основных стоек шасси - на тех самолетах при этом можно было загнать переднюю стойку в повернутое положение, из которого потом достаточно сложно вывести. Здесь такие развороты можно выполнять совершенно спокойно - видимо сказываются два двигателя. Таким образом и я сделал свой первый круг на Ил-14 по перрону, проверил по просьбе Васильича тормоза на прямом участке. И настал заключительный этап - заруливание на место стоянки. Связь с землей через рацию, как обычно, работает нестабильно, и надо всегда поддерживать визуальный контакт. Так ребята далеко не сразу сообразили, что надо убрать стремянку, которую иначе мы непременно заденем или попросту сдуем при заруливании. Объясняться пришлось, в основном, жестами - кричать в форточку "Уберите стремянку!" было практически бесполезно. Далее начался процесс заруливания, рассчитанный так, что Пингвин в конце его встал точнехонько крыло к крылу с Южным Экспрессом.

Процесс этот был исключительно коллективный, и хотя все управление самолетом было у меня, сказать, что это я зарулил Пингвина на стоянку, было бы по меньшей мере лукавством. Я лишь исполнял команды, и, хотя исполнял их вполне адекватно, весь расчет лежал исключительно на Петре Станиславовиче и Николае Васильевиче, которые с пол-взгляда понимали друг-друга - Евлошевич на пару с Лехой (lekseys) руководили процессом на земле, Мотовилов командовал мне, Андрюха контролировал левую консоль. Ил-14 в который раз показал нам свое расположение к коллективу: в команде и при слаженном взаимодействии возможно все, даже при нашей с Андрюхой "зелёности". Весь этот процесс был заснят на видео и предлагается вашему вниманию:


Дима Синёв (trubach) заснял всю прогулку Пингвина снаружи. Красиво!



Главное на тот день было сделано - наш Пингвин обрел движение! Еще один маленький, но важный шаг на пути в небо. Всего двадцать самых главных минут, зарядивших нас всех позитивом, давших фотографам - Сергею и Александру фотоматериалы. Дальше были шашлыки в прекраснейшей аэродромной обстановке, поздравления с успешным рулением и наступающими праздниками, были байки и рассказы, была дорога обратно, вся на эмоциях после этих минут весенней прогулки Пингвина. И... крепнущее желание когда-нибудь всё-таки управлять этим лайнером в небе!
Tags: Ил-14
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments